Версия для слабовидящих

"Это жизнь - Великая школа терпенья..."

25 апреля 2008

Людмила Анатольевна Гришаева - единственная в районе мама, у которой десять детей. Восемь из них - несовершеннолетние, и воспитывает она их одна. Вот они, мамина гордость, надежда и опора:
Настя - 21 год, Оля - 19 лет, Толя - 13 лет, Марина - 11 лет, Катя - 10 лет, Ваня - 9 лет, Витя - 7 лет, Вова - 6 лет, Света - 4 года, Лена - 3 года.

 


 

В наше время, согласитесь, это большая редкость. А в середине 90-х годов прошлого века в условиях всеобщей разрухи и неопределенности, когда вопросы "Как жить?" и "Что будет завтра?" домокловым мечом висели над людьми, в одночасье потерявшими работу, и вовсе, можно сказать, настоящий подвиг. Но не для Людмилы Анатольевны, для которой много детей - это нормально и вполне естественно. Причем, детей любимых, желанных, в любой, даже самой трудной жизненной ситуации, воспринимаемых не как обуза, а как награда, счастье, дар Божий.

"Если бы не потеряли два года назад нашего папу, - говорит наша героиня, - мы, я уверена, еще неоднократно праздновали бы пополнение в семье. А что в этом удивительного? У моей бабушки было пятнадцать детей, а прабабушка и вовсе родила и вырастила восемнадцать! Лично я свою жизнь по-другому не представляю..."

Большие семьи со своими вековыми традициями, обычаями и теснейшими родственными связями на Руси всегда были оплотом духовного патриархального устоя и гарантом нравственной стабильности. Люди старшего поколения с ностальгией вспоминают времена, когда семьи были, в основном, многодетными, браки, как правило, пожизненными, а ребятишки рассматривались как залог счастливой старости родителей, которые не останутся без поддержки в пожилом возрасте. Сегодня третий ребенок уже "приносит" маме социальный статус многодетной. А тенденция в расстановке приоритетов коренным образом меняется. Словосочетание "многодетная семья" у многих вызывает отрицательные ассоциации с бедностью, нищетой, сплошными проблемами и "социальной неблагополучностью". С другой стороны, во многих случаях так оно и есть. Сколько у нас примеров, когда так называемые мамаши рожают одного за другим детей, которые в результате оказываются на попечении государства. Тем приятнее познакомиться с семьей, представляющей собой совершенно противоположный пример. С родителями, для которых основные семейные ценности, несмотря ни на что, имеют первостепенное значение, а дети являются главным счастьем и наградой.

"Да, - говорит мама, - не все гладко складывалось в нашей жизни. Я раньше работала в детском саду. В 90-е годы попала под сокращение. Старшая дочь пошла в первый класс, Толя родился. Муж какое-то время еще продержался в совхозе, а затем, когда хозяйство окончательно развалилось, тоже остался без работы. Он, конечно, не сидел сложа руки, рыбачил, рыбу сдавали, но то, что оба лишились стабильных заработков, очень сильно сказалось на материальном положении семьи. Тогда нам тяжело приходилось. Случались моменты, когда в доме кушать нечего было... Одежду ребятишкам сама шила и перешивала, и старшие дочери умеют это делать. Еще мама помогала, жалела нас, была рядом, а то я даже в Каргасок не могла выехать, чтобы оформить документы о рождении ребенка. И ведь пережили трудные времена..." Вот здесь-то как раз и напрашивается резонный вопрос. Может быть, все-таки не стоило, оказавшись в такой трудной жизненной ситуации, заводить столько детей? Тем более, что супруг был против. Порой даже скандалил с женой, говорил, что это ее вера довела семью, что называется, "до ручки"...

Случилось так, что Людмила Анатольевна вдруг поверила в Бога, в спасение души, в то, что жить надо в терпении и смирении. Поэтому, как бы ни было трудно, сохранила всех детей и воспитывает их в соответствии с Библейскими заповедями.

Она уже замужем была, две дочки родились. Жили хорошо, все было нормально, пока не заболела.

"Было очень плохо, и врачи никак не могли определить, что со мной. Однажды мне стало так страшно, что я поневоле всю ночь повторяла про себя: Господи, если ты есть, помоги, у меня две дочери, кому они кроме матери нужны... Потом немного полегчало, про молитвы свои я забыла. Затем все повторилось - стала бояться засыпать, думала, если засну - умру. И я опять вспомнила про Бога. А когда поправилась, окончательно в него поверила..."

Поверила, поэтому полностью изменила отношение к жизни. Поэтому против воли мужа сохранила всех своих детей. И именно поэтому о всех испытаниях, выпавших на долю ее семьи, мама десятерых детей говорит сегодня спокойно, с улыбкой, принимая их, как должное. В принципе, можно было бы с этим поспорить: что же за радость такая, когда в доме есть нечего, детей одеть не во что... Людмила Анатольевна в своей позиции тверда:

"Бог допустил это, чтобы дети научились ценить хлеб. У нас никогда ничего не выбрасывается. А все, что дается, принимается с благодарностью. Жизнь - это великая школа терпения. А кто не понимает этого, что же, того можно только пожалеть..."

Трудностей и испытаний им действительно было отпущено в избытке. Пережили многое. Дети долго не могли прийти в себя после смерти папы, который умер буквально на их глазах. Прошло уже два года после того страшного события. Причем, как ни кощунственно и абсурдно это выглядит, но реальность такова, что именно потеря кормильца дает семье право и возможность рассчитывать хоть на какой-то стабильный доход.

Сейчас Людмила Анатольевна получает на каждого ребенка пенсию по потере кормильца, которая составляет 2 тысячи 300 рублей. Сделали небольшой ремонт. Многодетная семья пользуется всеми предусмотренными законодательством мерами социальной поддержки. В их дом бесплатно провели газ, за что Л.А.Гришаева очень благодарна Главе района А.М.Рожкову. При поддержке администрации удалось купить корову. А в июле прошлого года Гришаевым была оказана финансовая помощь на приобретение сруба под баню. Хозяйство у них свое, огород большой - одной только картошкой засаживают 17 соток земли...

Старшая дочь Настя уже вполне самостоятельный человек. Ей 21 год. Она получила профессию в Томском медицинском колледже, окончила специальные курсы и работает операционной сестрой в областном Кардиологическом Центре. С медициной свою дальнейшую жизнь решила связать и ее сестра - 19-летняя Оля, которая учится в Сельскохозяйственном институте на ветеринарного врача. Мама очень гордится старшими девочками и уверена, что все у них будет хорошо.

"Живут дочки пока вместе, - рассказывает Людмила Анатольевна, - зарплата, стипендия и социальная пенсия - на жизнь хватает. Они у меня скромные, самостоятельные, не привыкли шиковать и просить, умеют жить по средствам. Берут только самое необходимое. Конечно, продуктами помогаем: картошка, другие овощи, хозяйство свое... Настя просто влюблена в свою работу. И Оле по душе профессия, которую она выбрала. Вот, смотрите: кошечка какая симпатичная у нас недавно появилась, это Оля из Томска передала. Кто-то принес ее в ветлечебницу, чтобы усыпить. Дочь как раз там практику проходила, вот и забрала Феню - пожалела. У них с Настей уже есть кошка, а нашему Ваське теперь веселее будет..."

Анатолий, Марина, Катя, Ваня, Витя, Володя, Света и трехлетняя Леночка, самая младшенькая, живут пока еще с мамой. К вечеру приходит из школы вторая смена, и к нашему приходу все собираются вместе. Кроме Толика, который уехал в Томск на семинар юных музыкантов. Он занимается в музыкальной школе на отделении народных инструментов по классу баяна.

Да, семья действительно большая - непривычно даже как-то. Тем не менее ребятишки без всякой суеты и шума чинно устраиваются на диване, места всем хватает, даже домашним любимцам Фене и Ваське... Вообще-то у Гришаевых редко бывает, чтобы собрались вот так и сидели в праздном безделье. Разве что, когда "сам Бог велел" (причем, в силу сложившихся в семье традиций и воспитания, не в переносном, а в самом прямом смысле), или когда гости приходят, вот как сегодня. Забот и хлопот хватает всем. У каждого свои обязанности. Толя и Ваня, к примеру, ответственные за стайку, девочки - помощницы по дому. Уборка, готовка, посуда, стирка, глажка, летом огород, да мало ли в таком большом хозяйстве дел. В будние дни распорядок дня складывается следующим образом: утром встают, читают Библию, завтракают, идут в школу, приходят, обедают, затем - домашние дела, у кого-то Школа искусств, вечером - уроки, стайка и так далее. Скучать некогда. Времени на развлечения практически не остается. Хотя, опять же, если вести речь о привычных в нашем понимании развлечениях, то таковых наши юные собеседники как бы и не хотят. Телевизора в доме нет, нельзя - он отравляет душу, компьютер - только в целях обучения, магнитофон - для прослушивания духовных песнопений и специальных детских проповедей. А еще среди игрушек нет ни куклы Барби, ни пистолетов-автоматов, ни рисунков, изображающих сцены насилия. Нельзя читать все подряд: Гоголя, например, или Мопассана. Мальчишки не побегут играть в футбол или волейбол, потому что спорт порождает дух соперничества, что грешно. Девочки старше трех лет не наденут юбку выше колен. Они со слов мамы знают: чем выше юбка, тем меньше стыда. 11-летняя Марина совершенно искренне говорит, что не хочет никаких дискотек и чувствует себя абсолютно комфортно без модных джинсов и топиков. Она ходит на кружок вязания, посещает занятия в художественной школе и с удовольствием демонстрирует нам свои первые работы. А ее младший братик с увлечением читает наизусть несколько необычные для нашего мирского восприятия библейские стихи и притчи о "великом и недоступном, чего ты не знаешь", и о том, "...как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте"...

Со стороны, особенно на первый взгляд, такое отношение к жизни кажется довольно странным. У кого-то, как когда-то у односельчан Людмилы Анатольевны, возникает желание "повертеть пальцем у виска". Мол, мама своими причудами лишила детей настоящего полноценного детства. И чем думает? На что обрекает ребятишек в их дальнейшей жизни, приучая жить по определенным канонам и заповедям. Однако, если посмотреть с другой стороны, может это нас стоит пожалеть? За то, что не понимаем или не принимаем. По крайней мере, шестилетний Володя или семилетний Витя, к примеру, ответят на гораздо большее число вопросов, чем иной взрослый. Эти ребятишки рассудительны, уверены в том, что говорят и чувствуют, знают, как поступить в той или иной ситуации. Они вовсе не выглядят несчастными, затюканными, изнуренными постами и молитвами, лишенными детских радостей. Это обычные дети, которым не сидится долго на одном месте, которые могут, чувствуя, что наша беседа слегка затянулась, сбегать на кухню за пряником. Они абсолютно не чувствуют себя какими-то ущербными. Как любые ребятишки, очень любят праздники, на Новый год ставят елку, строгают вместе с мамой салаты, готовят что-то вкусненькое, радуются гостям. У них есть увлечения, есть друзья, есть братья и сестры, а главное - любящая, заботливая мама. Мама, которая поддерживает в семье атмосферу любви и взаимопонимания. Мама, которая обладает именно таким материнским чувством, каковым оно и должно быть по определению. И, если для того, чтобы по-настоящему им проникнуться, маме нужно поверить в Бога, что ж, для ребятишек из некоторых семей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, это был бы лучший вариант, а отдельным так называемым мамам вовсе не помешало бы начать жить по Библейским заповедям.


Просмотров: 294